129085, Москва, Проспект Мира 95, строение 1, 12 этаж

Ответы на вопросы

Правомерно ли включение в договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ условия об оплате выполненных работ в зависимости от получения положительного заключения органа (организации) экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий?

 Согласно ст. 190 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

При включении в договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ условия об оплате выполненных работ в зависимости от получения положительного заключения органа (организации) экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий срок оплаты, указанный в договоре, связан с событием, которое должно наступить.

Однако наступление такого события зависит от воли заказчика, который в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства о градостроительной деятельности обязан направить проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в орган (организацию) строительной экспертизы. Таким образом, обсуждаемое условие договора не соответствует ст. 190 ГК РФ.

Данная позиция подтверждается выводами из судебной практики. В частности, Президиум ВАС в своем постановлении от 18.01.2011 № 11659/10 подчеркнул, что если в договоре содержится условие об оплате, поставленное в зависимость от события, которое не обладает признаком неизбежности наступления, такое условие должно быть признано не соответствующим ст. 190 ГК РФ.

Ответ подготовлен юристом ООО "Центрстрой Консультант"

***

При проведении экспертизы было сделано замечание. К отчёту не приложено либо свидетельство о состоянии измерений в лаборатории с перечнем объектов и контролируемых показателей, либо аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) для проведения работ по испытаниям в соответствии с областью аккредитации, все средства измерений применяемые в инженерных изысканиях подлежат государственному метрологическому контролю. Основание: СП 47.13330.2012, п. 4.22. К отредактированной версии отчета приложены аттестаты на муфельную печь и сушильные шкафы, а также свидетельства о поверках различных приборов от лабораторных весов до индикаторов. А само свидетельство о состоянии средств измерений не приложено, как и паспорт лаборатории с НД на объекты испытаний, методики выполнения измерений и методы испытаний. Является ли ответ на замечание обоснованным или нет. Достаточно ли эти свидетельств и аттестатов или нет? Если нет то на основании, какого документа, следует требовать выполнение данного замечания? Если это возможно, то прошу ответить на поставленный вопрос.

 Помимо измерений при осуществлении геодезической и картографической деятельности, измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ также относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Первым предложением пункта 4.22 СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96, включённым в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства России от 26.12.2014 № 1521, установлено, что средства измерений, применяемые в инженерных изысканиях, подлежат государственному метрологическому контролю и надзору.

Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ не содержит термина «метрологический контроль». Статьёй 11 указанного Федерального закона предусмотрено государственное регулирование в области обеспечения единства измерений, которое осуществляется, среди прочего, в форме поверки средств измерений и федерального государственного метрологического надзора. Форма государственного регулирования «выдача свидетельств о состоянии измерений в лаборатории» Федеральным законом не предусмотрена, в том числе в рамках осуществления федерального государственного метрологического надзора, проводимого в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ.

Частью 4 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ установлено, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. В соответствии с ч. 6 ст. 13 указанного Федерального закона, сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, на основании вышеизложенного, подтверждением соответствия результатов инженерных изысканий требованиям, установленным п. 4.22 СП 47.13330.2012 является наличие удостоверенного результата поверки средств измерений, действующего на момент выполнения измерений.

Аккредитация грунтовых лабораторий проводится в соответствии с принципом добровольности, установленным ст. 5 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28.12.2013 № 412-ФЗ. Отсутствие аттестата аккредитации испытательной лаборатории в системе аккредитации аналитических лабораторий при выполнении инженерно-геологических изысканий не является нарушением требований технических регламентов.

Ответ подготовлен экспертом ООО "Центрстрой Консультант"

***

При присоединении объекта нового строительства к централизованной системе теплоснабжения, должен ли Заявитель (собственник земельного участка) производить согласование разработанной рабочей документации наружных тепловых сетей в пределах своего земельного участка, внутренней системы теплопотребления строящегося объекта с единой Ресурсо-Снабжающей Организацией?

 В соответствии с Постановлением № 307 от 16.04.2012 п. 37 "При исполнении договора о подключении исполнитель обязан: представить исполнителю утвержденную (т.е проектную документацию получившею положительное заключение экспертизы) в установленном порядке проектную документацию (1 экземпляр) в части сведений об инженерном оборудовании и сетях инженерно-технического обеспечения, а также перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений."

Необходимость согласования проектной документации может быть прописана условиями договора о подключении (или в технических условиях как МОЭК, напр.)

Ответ подготовлен экспертом ООО "Центрстрой Консультант"

***

Добрый день! Наша организация выполняет проектные работы по капитальному ремонту детской поликлиники. Согласно техническому заданию необходимо обеспечить доступ инвалидов на все этажи здания, а также выполнить проект в соответствии со всеми действующими нормативно-техническими документами. Согласно п.5.2.18 СП59.13330.2012 лифты для инвалидов должны быть размерами не менее 1,7 х 1,5 м. При этом согласно п. 4.13 СП118.13330.2012 один из лифтов в здании должен иметь размер не менее 2,1 х 1,1 м. Таким образом в нашем случае необходим лифт размером не менее 1,7 х 2,1 м. Существующая лифтовая шахта в здании слишком маленькая и не позволяют разместить в ней кабину указанных размеров. Оба пункта из указанных СП не входят в перечень ПП РФ №26.12.2014 №1521, и получается что они применяются на добровольной основе. Обязаны ли мы соблюдать требования указанных пунктов СП? Если данные пункты применяются только на добровольной основе, то каким действующим обязательным нормативно-техническим документом мы должны руководствоваться при определении габаритов кабины лифта?

 Пунктом 4.11 СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, включенным (за исключением абзаца второго) в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства России от 26.12.2014 № 1521, установлено, что в зданиях амбулаторно-поликлинических организаций предусматриваются пассажирские лифты при наличии двух и более этажей. Требования пункта 5.2.17 и абзаца первого пункта 5.2.19 СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства России от 26.12.2014 № 1521, предусматривают необходимость оборудования зданий пассажирскими лифтами или подъемными платформами для обеспечения доступа инвалидов на креслах-колясках на этажи выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа), при чём выбор числа и параметров лифтов для транспортирования инвалидов должен производиться по расчету, с учетом максимально возможной численности инвалидов в здании, исходя из номенклатуры по ГОСТ Р 53770.

Ответ подготовлен экспертом ООО "Центрстрой Консультант"

***

Добрый день! Требуется ли заказ геоподосновы и геологии при перекладки газопровода по фасаду с устройством цокольного ввода и врезки в земле (на расстоянии 2,0м от фасада) по старой трассе. Спасибо.

              Частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса установлено, что инженерные изыскания должны выполняться для подготовки проектной документации, причём подготовка и реализация проектной документации не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Цели выполнения инженерных изысканий определены в части 4 статьи 47 Градостроительного кодекса.

Частью 5 статьи 47 предусмотрено, что необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий устанавливается с учетом требований технических регламентов на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.

Результаты инженерных изысканий, подпунктом б) пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, на основании п.1 части 12 и части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса отнесены к Разделу 1 проектной документации «пояснительная записка».

Частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса предусмотрено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов определяется как капитальный ремонт.

Таким образом, необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий (в том числе инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий о которых идёт речь в Вашем вопросе) для подготовки проектной документации капитального ремонта определяется на основе задания застройщика или технического заказчика с учётом наличия, полноты и актуальности необходимых сведений об исходных условиях для подготовки проектной документации.

Ответ подготовлен экспертом ООО "Центрстрой Консультант"

***

Необходимо ли иметь аттестат аккредитации лаборатории при проведении исследований атмосферного воздуха, почвы, воды, радиационной обстановки для подготовки технического отчета по инженерно-экологическим изысканиям?

Лаборатории радиационного контроля выполняют работы по подтверждению соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов требованиям, связанным с обеспечением радиационной безопасности, установленным техническими регламентами, стандартами, сводами правил, условиями договоров, в соответствии с положениями Федерального закона от 5 декабря 1995 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Таким образом, аккредитация лабораторий, проводящих работы в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической, гигиенической и радиационной безопасности осуществляется Федеральной службой по аккредитации в соответствии требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

           Сведения об аттестатах аккредитации таких лабораторий, а также подтверждение заявленной области аккредитации должны приводиться в отчёте с целью подтверждения соответствия требованиям технических регламентов.

Ответ подготовлен экспертом ООО "Центрстрой Консультант"

***

В соответствии с ГОСТ 23166-99 п 5.1.6. применение неоткрывающихся створок в оконных блоках помещений жилых зданий выше первого этажа не допускается. В других нормативных документантах (по проектированию), это требование отсутствует. Следует ли в проектах придерживаться требования ГОСТ 23166-99 п 5.1.6.

В соответствии с п.5.1.6 действующего межгосударственного стандарта ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" ( дата введения в действие на территории РФ с 01.01.2001 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.05.2000 N 41) «применение неоткрывающихся створок в оконных блоках помещений жилых зданий выше первого этажа не допускается, кроме створок с размерами, не превышающими 400х800 мм, а также в изделиях, выходящих на балконы (лоджии) при наличии в таких конструкциях устройств для проветривания помещений» и в соответствии с п.5.1.7 «распашные открывающиеся элементы изделий для жилых зданий должны открываться внутрь помещения. Открывание наружу допускается в изделиях выходящих на балконы (лоджии) или установленных в помещениях первого этажа».

К документам обязательного применения в области обеспечения безопасности зданий и сооружений относят документы в области стандартизации, внесенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", принятого распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р. ГОСТ 23166-99 в данный перечень не входит,обязательным не является и имеет рекомендательный характер.

Согласно статье 12 (абзац 2) Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" стандартизация осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения документов в области стандартизации. В контексте исследуемого Закона добровольность - это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус документов в области стандартизации в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе.Однако, говоря о добровольности таких документов, необходимо учитывать ряд следующих положений.

Во-первых, требования, предусмотренные в указанных документах (в частности, стандартах), например, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.

Во-вторых, нельзя исключать возможности обязательного применения стандартов, как в целом, так и отдельных положений, в случае прямого указания на это в договорах, контрактах. Если стороны договора выразили свое волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то и исполнение этих требований будет обязательным. Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в т.ч. их исполнении).

Таким образом, принцип добровольного применения документов в области стандартизации указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е. по собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах. Добровольность - это всегда возможность выбора.

Ответ подготовлен экспертом ООО "Центрстрой Консультант"

***

Я проектирую наружные инженерные сети водоснабжения и канализации в г. Тюмени. Мой вопрос касается продольного профиля. На строящемся участке есть существующие сети, которые будут демонтированы, но их всё равно я показываю на профиле. Когда я начинаю чертить проектируемые сети, то в некоторых местам они пересекают существующие или проходят на слишком близком расстоянии к ним в свету по вертикали, нежели это позволяет СНИП. Экспертиза уже ставила вопросы, почему проектируемые сети расположены так близко к существующим - "не выдержано минимальное расстояние". Так вот, как сделать правильно? Сети существующие будут демонтированы перед монтажом новых. Они же не будут уже мешать. Значит нарисовать, но по сути не обращать на них внимания...

Подпунктом к) пункта 35 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 6.02.2008 № 87, установлено, что графическая часть раздела 2 «Проект полосы отвода» должна содержать продольный профиль трассы с инженерно-геологическим разрезом с указанием пикетов, углов поворота, обозначением существующих, проектируемых, реконструируемых, сносимых зданий и сооружений, трасс сетей инженерно-технического обеспечения, сопутствующих и пересекаемых коммуникаций. Пунктом 39, предусмотрено в состав проектной документации включать Раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта», при необходимости сноса (демонтажа) линейного объекта или части линейного объекта. Таким образом, для корректного отображения на продольном профиле решений по прохождению трассы проектируемого линейного объекта, объекты, подлежащие демонтажу, рекомендуется не просто отображать и обозначать на профиле, но и сопровождать пояснительной надписью к ним, содержащей сведения о разделе проектной документации (или, в случае подготовки проектной документации по переносу (демонтажу) сетей инженерно-технического обеспечения или коммуникаций отдельным проектом, о таком проекте), содержащем сведения о проектных решениях по демонтажу такого объекта, или его части. Требования СНиП по ограничению на взаимное расположение коммуникаций в указанном случае не распространяются ввиду фактического отсутствия на момент строительства и период эксплуатации одного из нормируемых объектов.

Ответ подготовлен экспертом ООО "Центрстрой Консультант"

***

Задать вопрос специалисту